Для культуры Золотой Орды характерны две важные ее составляющие: кочевническая и городская. Кочевническая культура представлена на экспозиции отдельными предметами воинского снаряжения, среди которых выделяется шлем характерной формы с декором из сплошной позолоты и сабля с арабской надписью, владельцем которой, возможно, был нойон из окружения хана, либо сам хан Золотой Орды Гийас ад-дин Мухаммад Узбек (1313-1341).
Ранний период Золотой Орды (1207-1242) характеризуется тесной культурной и политической связью с Великим Монгольским государством. На экспозиции представлены чаши и кубки из золота и серебра, отсылающие к пиршественным церемониям при дворе. Здесь также можно видеть драгоценные пояса, подчеркивающие статус своих владельцев.
На экспозиции показано художественное серебро волжско-камских булгар, в X в. принявших ислам (витрина слева от дверного проема). В 30-х гг. XIII в. Волжская Булгария была завоевана монголами Бату (1227-1255/56) и вошла на правах отдельного улуса - административного района - в состав Золо-той Орды.
В зале можно видеть разнообразные материалы, относящиеся к религии и письменности в Золотой Орде (напротив витрины с вооружением). Известно, что ислам как официальная религия был принят при хане Узбеке. Попытки исламизации предпринимались и при хане Берке (1257-1266), и при Туда-Менгу (1282-1287), но ислам не выходил за пределы двора. В этой витрине обращает на себя внимание серебряная пластина-пайзца с именем хана Абдуллаха (1362-1380), наделявшая держателя особыми полномочиями. Здесь же представлены шаманские амулеты, в том числе онгоны - антропоморфные фигурки. Несмотря на официальную религию государства, шаманизм был весьма распространен в широкой среде.