Традиционное название портрета связано с надписью на подготовительном рисунке к нему, сделанной в XVII в: "Камеристка инфанты в Брюсселе" (Вена, графическое собрание Альбертина). Существует предположение, что эрмитажная картина является посмертным идеализированным портретом старшей дочери Рубенса, Клары Серены (1611-1623), умершей в возрасте двенадцати лет. Девушка облачена, согласно испанской моде, в строгое черное платье с белоснежным воротником-фрезой. Нежное лицо мягко сияет на фоне пышной гофрировки. Почти акварельно, тончайшими лессировками художник передал бархатистость кожи, нежный румянец, голубоватые тени у висков. Легкими прикосновениями кисти намечены пряди волос и светлые брови. Взгляд девушки задумчив, но в глубине прозрачных серых глаз как будто вспыхивают озорные огоньки. При внешней простоте и статике композиции портрет поражает своей внутренней духовной подвижностью. В наследии Рубенса он уникален. Образ, созданный великим фламандцем, является одним из самых одухотворенных и поэтических в европейской живописи XVII в.
Название:
Портрет камеристки инфанты Изабеллы (Портрет дочери Рубенса Клары Серены ?)
Место создания:
Время создания:
Материал:
Техника:
масло
Размеры:
64x48 см
Поступление:
Поступил в 1772 г.; приобретен из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже
Инвентарный номер:
ГЭ-478
Категория:
Раздел эрмитажного собрания:
Коллекция: